Азовский цугцванг
КОММЕНТАРИИ В СМИ
Партнер АО «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова считает, что ситуацию усугубляет коллизия законодательства. Керченский пролив – это артерия, относящаяся к Азовскому морю и соединяющая его с Черным морем. Западным берегом пролива является полуостров Крым, восточным – Таманский полуостров. По Конституции РФ оба полуострова – российская территория. В части международных норм имеет смысл отдельно отметить Устав ООН, Конвенцию ООН по морскому праву, Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкский заключительный акт).

«Согласно Конвенции ООН по морскому праву, каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий (линий наибольшего отлива вдоль берега). Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 года № 155 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», территориальным морем является примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль. Таким образом, Керченский пролив – часть территориального моря России», – отметила Попова.

Конвенция ООН по морскому праву и Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне устанавливают, что суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод на территориальное море и осуществляется с соблюдением норм международного права. Принцип суверенного равенства закреплен в качестве одного из основных принципов в Уставе ООН.

«Прибрежное государство может принимать в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву и другими нормами международного права законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении в числе прочего безопасности судоходства и регулирования движения судов», – уточнила Попова.

Помимо этого, по ее словам, предусмотрен перечень обстоятельств, которые позволяют считать проход иностранного судна нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Это дает основания государству предпринимать определенные меры в порядке осуществления суверенитета. Таким образом, если опираться на Конституцию РФ, действия России лежат в законной плоскости.

Однако Украина, а вместе с ней и многие страны не признают Крым и Керченский пролив частью РФ. Уставом и Конвенцией ООН по морскому праву установлена обязанность государств участников принимать меры по разрешению споров мирным путем, напомнила юрист. В частности, предусмотрена возможность обращения с иском в арбитраж или суд.

«По общему правилу заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов действиями ответчика, равно как и размер причиненного ущерба. Принципиальное значение имеет то, как арбитры (судьи) будут оценивать Крым и Керченский пролив: признают ли они его законной частью России или нет. Именно от этого зависит, чью сторону они в конечном счете примут», – резюмировала Попова.

Источник: Еженедельный журнал "Профиль"